Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 мая 2015, источник: Sports.kz

Лилия Кузьмина: Сидеть на лавочке — не по мне

Лилия Васильевна Кузьмина совсем недавно отпраздновала 50-летний юбилей своей тренерской деятельности, однако до завершения карьеры ей ещё очень и очень далеко. Прославленный тренер поделилась в интервью своими мыслями о художественной гимнастике прошлого и настоящего.

Источник: Sports.kz

— С чего для вас началось знакомство с художественной гимнастикой?
— В Караганде я до 7 класса занималась балетом, а с восьмого по десятый — спортивной гимнастикой. И только когда я приехала в институт физкультуры в Алма-Ату — КазГИФК — я перешла на художественную гимнастику. Смена вида спорта произошла по той причине что я была маленького роста и страховать спортсменов на брусьях или бревне просто физически не могла (Улыбается). На четвёртом курсе учёбы я вышла замуж, а мой супруг — Валерий Кузьмин — был из Алтайского края. Он мне сказал однажды: «Поехали в Усть-Каменогорск! Это красивый, зелёный городок». Видимо, хотел быть поближе к родным местам. Я никогда до этого не была в Усть-Каменогорске.

— Насколько легко дался переход с одного вида гимнастики на другой?
— Пока я училась в институте, я четыре года прозанималась художественной гимнастикой. Для этого у меня была хорошая база — сказались занятия танцами. Акробатика, прыжки, сила — всё это у меня было, оставалось освоить только предметы. На это у меня ушёл год, и на втором курсе я уже выполнила норму мастера спорта. И даже после переезда в Усть-Каменогорск, будучи тренером, ездила выступать за Казахстан на различных соревнованиях. С командой мы ездили и в Ленинград, и в другие города.

— Каковы были традиции Усть-Каменогорска в художественной гимнастике на момент вашего приезда?
— В тот момент была только одна группа по этому виду спорта в Педагогическом институте. Её вела Галина Гирчикова. Спортсменки выступали слабовато. В 1963 году сюда приехали я и Нина Яковлевна Свинцова — тренер из Семипалатинска. С этого момента можно и начинать отсчёт истории художественной гимнастики в Усть-Каменогорске. У нас дети были очень сильные. Выступали за спортивное общество «Енбек», и ездили защищать честь республики на союзные соревнования. Конкуренция у нас была очень мощная. В одном балле были с Целиноградом, Алматой. Это была очень жёсткая и честная борьба, никто никого за уши не вытягивал. Даже если 0,05 балла не хватало до норматива мастера спорта, никто их не поставит. Поэтому гимнастки были более зрелые. Ездили на соревнования исключительно за счёт бюджетных средств, так что дети очень старались попасть в команду.

— Даже сейчас, в век свободных нравов порой в комментариях к новостям люди пишут о том, что это вульгарный вид спорта с недозволенными движениями и излишками макияжа на лице. Как выглядела гимнастка образца середины прошлого века?
— Девушки у нас или имели короткие стрижки или собирали волосы в хвост. Купальники были совершенно без прикрас. Сначала вообще были хлопчато-бумажные синего цвета, затем появилась мода на шерстяные, но их не было, и мы брали два борцовских костюма, выкраивали рукава и пришивали их. Круглый вырез, никаких украшений на купальнике не было. Макияжа тогда тоже практически не было, только если ресницы кто-то подведёт. Это сейчас художественная гимнастика — дорогой вид спорта. Появились предметы фирмы «Сасаки» — они очень дорогие, купальники тоже дорогие из-за украшения камнями «Сваровски».

— Какие условия были в Усть-Каменогорске на заре становления художественной гимнастики?
— Я занималась со своей группой в общеобразовательной школе № 7. Тренировки проходили в актовом зале с большой люстрой. Стулья сдвигали и занимались на расчищенном месте. Но даже в таких условиях на равных боролись с Алматинцами и Целиноградом.

— Сравните интенсивность тренировок тогда и сейчас.
— Интенсивность сопоставима, но раньше тренировки по продолжительности были меньше — время на занятие было ограниченным, ведь далее зал занимали кружки пения и прочая художественная самодеятельность. Когда построили спортивный зал «Алтайэнерго», тогда, конечно, стало куда комфортнее заниматься. Его тогда подняли на два метра выше как раз для волейбола и художественной гимнастики. Нам приходилось делить с ними зал. Тренировались по 5−6 раз в неделю.

— Среди всех ваших воспитанниц, есть ли спортсменки, с которыми вам было работать наиболее комфортно?
— У меня была сборная команда 1975−78 года рождения. Очень приличная команда — почти все девушки из этого коллектива выступали и в сборной Казахстана. Позже появилась Камила Такеева, которая в 2010 году на Азиатских Играх сумела попасть на верхнюю ступень пьедестала почёта. Увы, ей пришлось завершить карьеру из-за болезни, но сейчас она очень хорошо проявляет себя в качестве тренера в Астане в частной школе «Жулдыз». Среди последних воспитанниц стоит выделить Юлию Федоренко — в 2013 году она выиграла Молодёжные Игры Казахстана. В 2014 году мы выехали в Москву на турнир «Осенние листья», Юля заняла там третье место в упражнении с лентой и стала шестой в многоборье — это очень хороший результат, учитывая конкуренцию, существующую в России. Ну и совсем недавно съездили в Томск, где Виктория Климанцева и Арина Лазарева стали первыми. Их трио с Бердюгиной выглядит весьма перспективным.

— В последнее время часто поднималась тема нехватки залов для гимнастики, которые бы соответствовали требованиям сегодняшнего дня. С получением зала в областном ФОКе эта проблема была решена?
— Да, практически решена. Хотелось бы, конечно, зал побольше, но его в городе просто нет. Впервые за 50 лет моей тренерской деятельности у нас появился такой зал! Таких условий не было просто никогда в Усть-Каменогорске. Сейчас ещё обещали поставить зеркала и станки, и будет просто шикарно! Когда я готовила Федоренко на молодёжные игры, мы приходили на тренировку или очень поздно вечером или очень рано утром. Приходилось звонить начальнику управления спорта и требовать залы, ведь даже в пустое помещение без распоряжения начальства не запускали! Сейчас же есть даже помост — у нас у одних из последних в стране помост появился. Вообще за все эти изменения хочется сказать большое спасибо нашему директору Арсену Владимировичу Тену. Он для нас сделал очень многое.

— Сейчас в художественной гимнастике существует такая проблема как постоянное уменьшение возраста выступающих спортсменок — уже в 18 лет девушка находится в предпенсионном возрасте. Что-то вообще можно сделать с этой тенденцией?
— Многое в этом вопросе зависит от тренера. Есть наставники, которые берегут своих воспитанниц и постепенно подводят их к главным стартам, а есть те, которые сразу «выжимают» из гимнастки максимум. А среди малышей, как известно, есть лидирующая тройка, а те, которые занимают четвёртые-пятые места показывают лучшие свои результаты позже. Ну и главное, чтобы ребёнок оставался здоровым. У нас и экология не способствует сохранению здоровья, да и вообще сейчас молодёжь значительно слабее как физически, так и с точки зрения иммунитета. Всё больше сидят за компьютером, всё меньше бегают по улице…

— В этой связи возникает и такая проблема как отсутствие заработка — девочки ещё слишком юны, чтобы заключать договоры и получать зарплату.
— Да, в своём виде мы не зарабатываем ничего. Недавно у нас была создана федерация, и мы думали, что эта организация поможет нам хотя бы лучших из лучших хоть как-то материально стимулировать. Но впоследствии у руководителя федерации пропал интерес к гимнастике, и что теперь будет с этой организацией, непонятно. Пока всё держится на родителях. Что-то даёт школа, но на турниры у школы денег нет.

— Планируете ли с вашими воспитанницами выступать на международной арене?
— У меня есть спортсменка — Марина Бондаренко. У неё очень хорошие внешние данные, длинные ноги, красивая девочка. Назерке Шатанова 2005 года рождения — о ней отзываются как об очень сильной девочке, хотя занимается всего два года. С 2006 года у нас есть Аруана Кусыманова — у неё такой уровень, что на голову сильнее всех. У неё даже проверяют документы, на соответствие возрасту — она девочка крупноватая для своих лет.

— Насколько охотно сейчас ведут родители своих детей в секции художественной гимнастики?
— Ведут много детей, но не многие выдерживают. Тренировок очень много, и далеко не все родители имеют возможность водить детей очень часто. Это малыши занимаются три раза в неделю и по часу тренировки длятся, а затем шесть тренировок в неделю идут. Кто-то отстаёт по учёбе, а ребята, которые не успевают в школе, они и у нас не потянут. Все девочки, которые у нас занимаются, учатся очень хорошо. Троечниц почти нет. Это зависит от собранности, характера и самоконтроля. Без этого не будет успеха в любой сфере.

— Гимнастки — это ещё и очень красивые девушки. Часто приходится от них женихов отгонять?
О-о-о! Мы как-то в Георгиевку ездили со старшими девочками, так мы в пять утра выезжали, парни все собрались нас провожать (Смеётся)! Очень много пар образуются из «художниц» и хоккеистов. Наши девушки, даже если бывают полноваты в годы созревания организма, потом вытягиваются, становятся очень стройными, статными. Да и потом с работой у них проблем никогда не возникает — могут вести танцы, фитнесс, набирать частные группы и многое другое. И те, кто уходит впоследствии в танцы, они там просто великими становятся!

— У нас нет в тренерском составе наставников среднего возраста. Есть очень молодые, есть уже очень опытные, а прослойки между ними нет.
— Так получилось из-за того что очень многие разъехались. Раньше не было престижа учиться на факультете физкультуры, поэтому идут учиться в другие ВУЗы, другие специальности. Очень многие уехали по грантам учиться в другие города и страны. К тому же гимнастки, как мы говорили раньше, могут заработать не только на тренерском поприще. А сюда зарплатой в 30 тысяч тенге никого не заманишь!

— Есть ли в мировой художественной гимнастике спортсменка, с которой вам очень хотелось бы поработать?
— Конечно, школа Ирины Винер-Усмановой стоит вне конкуренции. Туда едут девчата со всей страны, к тому же у них полный штат сотрудников: массажист, психолог, и специалист по пластике, и хореограф. А мы работаем практически в одиночку. Нам о таких условиях только мечтать. Если только нас соединят со школой «Динамо», то, возможно, мы и перейдём на работу с возрастами как в хоккее. А пока что тренер сам набрал, то и тренирует.

— 50 лет на тренерской работе. За это время столько спортсменок было, столько проблем решено, столько нервов истрачено. Не устали ещё?
— Иной раз на турнире бывают разочарования и появляются мысли бросить всё и навсегда. Но в зале я работать очень люблю. С молодыми девочками как-то обновляешься. Новенькие пришли, что-то новое появилось. Да и сейчас чем заниматься? Сидеть на лавочке, как другие представительницы моего возраста? Нет, я хочу работать! Пока у меня получается, я буду работать. Если молодые тренеры будут превосходить, значит завершу.