Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 апреля 2015, источник: Советский спорт

Зачем в премьер-лиге нужен финансовый фэйр-плэй?

Как уже сообщал Sovsport.ru, российский футбол из-за появления Финансового регламента заживет по-новому, ударяясь головой о потолок зарплат. С одним из членов рабочей группы по разработке документа — заместителем генерального директора РФС Дмитрием Ивановым — поговорил наш корреспондент.

— В чем идея и цель финансового регламента, зачем он нужен?

— Если говорить языком официальным, то для стабилизации основ функционирования системы финансового обеспечения деятельности профессиональных футбольных клубов.

— Сформулируем проще.

— Проще говоря, уже давно все обсуждают необходимость введения так называемого «потолка» зарплат футболистов и необходимости мотивации молодых футболистов. Очень хорошо, что Сергей Вадимович Степашин подключился к этому вопросу, его инициативу поддержал РФС, в результате чего и был разработан проект финансового регламента.

— На какой стадии разработка? Не слишком ли оптимистична точка зрения, что регламент вступит в силу уже с нового сезона?

— Проект уже разработан, сейчас будет его изучение и обсуждение. Документ только разослали в клубы. Конечно, там будут изменения, поскольку уже видно, что вопросы есть. Про тренеров, например. По механизму — документ, прежде всего, для клубов. Думаю, что более или менее предметное обсуждение этого регламента может состояться не ранее, чем в мае месяце на заседании Исполкома РФС.

— Можно ли перейти уже с нового сезона на этот финансовый регламент?

— Ничего невозможного нет, всё зависит от интенсивности и плодотворности работы и, самое главное, действительной заинтересованности клубов. Прежние трудовые договоры будут действовать, на них регламент распространяться не будет.

— В проекте, который есть у меня, вместо сумм потолка зарплаты стоят прочерки. Какие суммы?

— Статьёй 132 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата максимальным размером не ограничивается. Поэтому в данном случае будет иметь место корпоративная договорённость, выраженная в документе, который именуется «Финансовый регламент». Уверен, что надо действовать методом убеждения и достижения компромисса, а не нажима. Если большинство клубов проголосуют «за», будет поддержка в Исполкоме РФС, то даже несогласные обязаны будут выполнять требования этого документа.

Посмотрите на клубы ФНЛ, где уже есть свой финансовый регламент, их же РФС не принуждал к этому, сами решили, что это нужно сделать, проявив внутрикорпоративную солидарность. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить их за конструктивную работу.

— Документом предусматривается аттестация руководителей клубов, как это возможно?

— Подобная практика есть в различных отраслях, к примеру, в банковской сфере. Те, кто довел условный банк до банкротства или по своей вине причинил значительные убытки, к управлению больше не допускается. Почему в футболе не должно быть подобного?

— Поговорим об отдельных пунктах документа. Вводится понятие минимальной оплаты труда. Как это будет выглядеть?

— Это предмет обсуждения, говорю же — проект регламента самый первоначальный. В качестве примера — в финансовом регламенте ФНЛ, например, установлено, что максимальный размер должностного оклада футболиста — 300 тысяч рублей в месяц, а его совокупный доход за сезон не более 10 миллионов рублей. Ну, а минимальная зарплата футболиста — в РФПЛ это один уровень, в ФНЛ другой, в ПФЛ — третий. Всё это требует детального обсуждения.

— Предусматривается понятие футболиста-джокера — четыре игрока вне лимита зарплаты.

— Всё правильно, в зависимости от возраста футболиста. Вспоминаю практику середины 90-ых годов ФК «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), когда он проходил лицензирование в самом начале зарождения этого процесса в российском футболе. У нас тогда, кстати, с ними были очень хорошие отношения. Так вот, обнаружили большой разрыв в зарплатах между четырьмя ведущими футболистами и всеми остальными. Спросили руководителей клуба об этом. Нам ответили, что команда в курсе этого, но решили, что ведущим футболистам будут платить намного больше, чем другим. А другие пусть за ними тянутся. Вот вам и финансовая мотивация!

— Декларируется принцип открытости бюджетов. Но этой фразы нет в регламенте.

— У клубов около 75−80% бюджета занимают расходы на оплату труда футболистов. И когда ты знаешь ограничения по зарплате, примерно представляешь и сумму бюджета. Тут ничего не спрячешь.

— Но пункта такого нет в регламенте.

— Возможно, внесем. Но, повторюсь, суммы «потолка» зарплат дают примерное представление и о бюджете.

— Появляется унифицированная система премирования — за конечный результат.

— Да, есть такой пункт. Но унификации трудно достичь, системы премирования у клубов разные. Кто-то считает, что если после игры футболист получает премию, то это его мотивирует. Если игры с принципиальными соперниками, то можно увеличить премию — выплатить двойную-тройную. Кто-то полагает, что правильнее платить за итоговый спортивный результат.

— Как выходить из ситуации?

— Думаю, что всё-таки надо постараться подготовить типовое положение о премировании, включив в него различные случаи премирования, а клубы будут сами выбирать приемлемые варианты. Это же касается и так называемых штрафов.

— А что скажете о компенсациях школам, любительским клубам, тренерам?

— Выплата таких компенсаций предусмотрена Регламентом РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов. Хотя, согласен, этот вопрос имеет место. Кстати, клубы уже несколько лет не могут предложить методику расчёта компенсации за подготовку футболиста, проходившего обучение в спортивной школе при футбольном клубе, им это не надо, что ли?

Может быть, стоит оглянуться назад и обратиться к документам Госкомспорта СССР, там хоть система была, и не всегда плохая, скорее, наоборот.

— Нет дискуссии отказа от государственных денег, но есть предложение справедливо их поделить.

— На данном этапе совсем отказаться от государственных денег вряд ли возможно. Другое дело, что нужен надлежащий контроль за их расходованием, активное привлечение частных инвесторов, компетентное управление. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Рекламный рынок сейчас сократился по известным причинам, а налоговые преференции для таких инвесторов отсутствуют, по-моему, даже на местном уровне, а это очень важный вопрос! В конце концов, можно было бы подумать о налоговых льготах для средств, направляемых для развития спортивной инфраструктуры, земельном налоге для спортивных сооружений и т. п. Насколько известно, сейчас Правительство РФ и Минспорт России занимаются разработкой системы управления спортом и его финансирования. Что касается доходов от телевидения, то по итогам прошлого года чистый убыток компании «НТВ- Плюс» составил 1,8 млрд. рублей. Что вы хотите? Пока так, к сожалению….