Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
https://sport.mail.ru/news/autosport/25223454/

Календарь Гескина. Дональд Кэмпбелл: англичанин, который любил быструю езду

Обозреватель «Спортфакта» Владимир Гескин продолжает рассказывать о событиях и датах, которыми запомнилась очередная неделя в истории мирового спорта.

Сегодня речь у нас пойдет о Дональде Кэмпбелле — гонщике и рекордсмене, о подвигах которого в Великобритании и сегодня знает каждый. Широко известно его имя и в России — только вот, увы, в более чем узких кругах.

Повод такой: Дональд Кэмпбелл родился 23 марта 1921 года. То есть ровно 95 лет назад.

Его отцом был Малькольм Кэмпбелл, которого называли Человек-скорость. В тридцатые годы прошлого века слава сэра Малькольма была поистине всемирной: он раз за разом успешно штурмовал мировые рекорды скорости как на автомобилях, так и на катерах, не раз рисковал жизнью, но после аварий, каждая из которых могла оказаться фатальной, вновь бесстрашно садился за руль и штурвал. И какие это были рекорды! К примеру, в 1935-м Кэмпбелл-старший на своей машине Bluebird («Синяя птица») первым в мире преодолел отметку в 300 миль в час (480 км/ч) на суше!

Пока сэр Малькольм бил рекорды, в школе били его сына. Дональд рос болезненным парнишкой, у него был целый букет недугов — от суставного ревматизма до порока сердца. Каждый, кто теперь пишет о нем, обязательно приводит такой факт: когда началась Вторая мировая, Кэмпбелл-младший отправился на призывной пункт — он мечтал стать летчиком. Но там над ним только посмеялись. И в летчики, понятно, не взяли.

В итоге Дональд стал известным инженером, оказался удачливым бизнесменом, завел семью и жил спокойной жизнью, не предполагавшей крутых поворотов. Но все изменилось 31 декабря 1948 года, когда за несколько часов до наступления нового года от сердечного приступа умер его отец. Кэмпбеллу-старшему было 54….

Вероятно, именно в те скорбные часы Дональд решил, что будет бить рекорды скорости, продолжая отцовское дело. И, что весьма важно, заручился поддержкой его ведущего конструктора — Лео Виллы.

«Сухопутный» рекорд Малькольма Кэмпбелла простоял недолго, а вот водное достижение (228 километров в час), установленное в 1939-м, оставалось незыблемым и после его смерти. Но летом 1950 года принадлежавший Британии рекорд был улучшен американцем Сайресом — 257 км/ч.

Кэмбелл решил, что отвоюет этот рекорд.

Летом 1955 года лодка Дональда Bluebird K7 с реактивным двигателем (который, кстати говоря, был использован впервые, а до этого на рекордных катерах стояли гребные винты) развила казавшуюся невероятной скорость — 325,6 км/ч. Чуть позже, осенью, — уже 347,94 км/час.

Далее события развивались так. 1956 год — 363,12 км/час; 1957-й — 384,75; 1958-й — 400,12; 1959-й — 419. И, наконец, 31 декабря 1964 года, то есть ровно через 15 лет после смерти отца, Дональд Кэмпбелл на австралийском озере Дамблейюнг разогнался до 444,73 километра в час!

Немаловажная деталь: в июле того же 1964-го Дональд за рулем Bluebird CN7 установил мировой рекорд и на суше — по поверхности высохшего озера Айр в Австралии он промчался со скоростью 648,73 км/ч. И стал единственным в мире человеком, который за один год установил два рекорда — на суше и на воде.

Незадолго до этого, во время одного из испытаний Bluebird CN7, когда скорость была около 580 км/час, машина перевернулась. Самое удивительное, что пилоту удалось избежать серьезных травм: его спасла удивительная прочность конструкции.

***

Переходим к самой печальной части этой истории. В 1966 году Дональд Кэмпбелл построил новую «Синюю птицу», чтобы улучшить собственный рекорд скорости на воде. Первые испытания на озере Конистон-Уотер в Англии были неудачными, но постепенно все недоделки исправили. Решающий старт был назначен на 4-е января 1967 года.

По правилам, чтобы рекорд был зарегистрирован, необходимо преодолеть дистанцию в обоих направлениях. Первый заезд оказался удачным: на мерной миле «Синяя птица» показала среднюю скорость 478,9 км/ч, при том что пиковая скорость оказалась 505 км/ч. Сразу после этого, не приводя машину в порядок и не дозаправившись, Кэмпбелл стартовал вновь — в обратном направлении: он боялся, что погода испортится.

На этот раз скорость в начале мерной мили была еще выше — 510 км/ч, но вдруг….

Вдруг машина взлетела в воздух — и тут же рухнула вниз, почти мгновенно уйдя под воду. Это произошло на глазах всей Британии — телевидение организовало прямую трансляцию. Миллионы телезрителей услышали последние слова великого гонщика (звук был плохой, и фанаты Кэмпбелла до сих пор пытаются поточнее понять, что он говорил):

«Меня болтает… Видимо, зря не переподготовили машину… Ладно, сейчас выправлю… Ближе к Пил Айланд… Меня болтает… ээ… Выхожу на полную мощность… Болтает, как в аду… Ничего не видно, я не вижу воды… Ничего не видно, нос мешает… У меня здесь, похоже, все хуже и хуже… Ничего не видно… Похоже, дела идут не так, как планировалось…».

Останки «Синей птицы» удалось поднять со дна озера лишь в конце 2000 года. Весной следующего нашли и самого Кэмпбелла.

В 1988 году Би-Би-Си создала фильм, посвященный последнему дню его жизни. Главную роль сыграл Энтони Хопкинс.

Спустя семь лет популярная британская группа Marillion выпустила альбом, одна из песен которого — «Через озеро» — также была посвящена Кэмпбеллу. Эта песня звучала на его похоронах, в тот момент, когда тело предавали земле.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости Автоспорта

Новости Mail.Ru